Как и в случае с нашим предыдущим
знакомцем, ETON, датская Dynaudio была
образована небольшим количеством энтузиастов-инженеров в 1977
году для производства максимально честных, аудиофильских
акустических систем для дома. Начав с производства готовых колонок из чужих
комплектующих, был набран определенный опыт для начала разработки собственных
драйверов. Инженерный подход в выборе материалов был сформирован еще в начале
80х – основным материалом для диффузоров был выбран полипропилен с добавками
магния (MSP). Мидбасы
спроектировали с «изюминкой» - центральный колпак мидбаса,
фактически, представлял собой купольный излучатель по
периферии приводимый в движение огромной по обычным меркам звуковой катушкой (обычное значение для серии
ESOTEC 75мм). Для сохранения
приемлемых габаритов магнитная система
была вывернута наизнанку – магнит с высокой коэрцитивной силой
расположился внутри огромной катушки, наружная же часть фактически представляла
собой колпак замыкающего магнитопровода…
В отличие от жестких материалов
(вспомним ETON) полипропилен
обладает очень значительным декрементом затухания и относительно невысокой
жесткостью. Часть проблем с жесткостью была решена за счет
жесткого формера звуковой катушки, сделанного из
алюминия. Высокий вес конструкции привел к необходимости использования
алюминиевого же провода с медным покрытием для улучшения проводимости. (Сей
факт кстати на мой взгляд самое «узкое место конструкции» т.к
контакт медь-алюминий не очень надежен. Мне приходилось чинить динамики динаудио, у которых, спустя некоторое время, пропадал контакт именно в точке соединения
этих материалов). Зато теплоотвод, из такого формера,
вышел отменный – недаром на ВСЕ без
исключения динамики при тестовой проверке подводится импульсный сигнал в 1кВт(!)
Материалом для твитеров был избран обычный шелк с пропиткой,
к оптимизации конструкции которого было приложено, к слову сказать, немало
усилий. Очень высокая степень схожести между конструкциями мидбасовых
головок Dynaudio
и Morel обьясняется очень просто. Один из ведущих инженеров MOREL начинал свою работу именно в Dynaudio, а перейдя на новое место работы перенес с собой и основную
идеологию производства.
Перейдя собственно к звуку, могу сказать что мидбасовые динамики Dynaudio
демонстрируют нам то, что по максимуму можно выжать из хорошего полипропилена –
очень ровная АЧХ, прекрасная диаграмма направленности (салют, псевдокупольная технология!), практически полное отсутствие
окрашенности звучания и очень легкая стыковка с другими динамиками в многополосной
системе. При этом, в неоптимальных аудиосистемах, звучание может быть чересчур
бледным, так как сам по себе полипропилен склонен к некоторому нивелированию микродеталей (ну… не самый жесткий материал для мидбасов, однако) Однозначно не рекомендую использовать мидбасы динаудио в «теплых»
системах, особенно ламповых. Вспомните, что для домашних аудиосистем, одним из
лучших партнеров считается мускулистый KRELL или Bryston. В идеале рекомендованы
яркие, быстрые компоненты.
Лично я считаю самым лучшим динамиком
из автомобильных Dynaudio MW160/162. Великолепный драйвер созданный на базе домашнего 17WLQ.
Все плюсы, что перечислены выше, адресованы в первую очередь именно ему. В
хорошей сбалансированной системе он будет звучать сбалансировано, благородно, с
легким «медовым» оттенком. Основные претензии, предъявляемыми
к сему динамику, связаны с необходимостью выгораживания для него определенного
закрытого объема. В идеале в салоне авто, максимально хорошо он покажет себя в
закрытом ящике объемом 7-15литров. В объеме двери не всем нравится отсутствие панча на мидбасе (сам по себе
динамик имеет добротность ниже типовой для автозвука).
Кроме того, если распускать его в полную полосу, из-за относительно низкой
чувствительности его легко перегрузить. В общем и целом динамик великолепен на
всех участках работы кроме самого низа. Для повышения перегрузочной способности
рекомендована обрезка снизу ФВЧ или акустический ФВЧ в виде дополнительного закрытого оформления.
Шелковые твитеры
Dynaudio
находятся на типичном для мягких куполов
уровне, намного выше среднего, но есть, на мой взгляд, и более
интересные варианты в лице жестких обращенных куполов и, разумеется, ETON ER4 без обсуждений.
Ну и напоследок, приведу
несколько эксклюзивных фоток
из внутреннего мира Dynaudio MW150.
На фото, хотел бы отметить исключительное внимание к гашению
всех возможных переотражений от оформления сзади
диффузора, алюминиевый провод (правда, круглого сечения), акустически
прозрачную конструкцию корзины, специальные демпфирующие шайбы для гашения
нежелательных резонансов, наклеенные на колпак-купол изнутри.