Виброизоляция - это листы, различной толщины на основе бутил-каучука (или битума), нанесенные на алюминиевую фольгу.
Качество итоговой виброизоляции зависит от обоих составляющих: и бутилкаучука, и фольги. При плохом качестве бутил-каучука, при укатке он будет выдавливаться и плохо липнуть, а при сильном нагреве поверхности может отклеиваться.
CC2L Plus
- бюджетная модель головного устройства от компании Teyes.
Но даже при невысокой стоимости производитель заложил в нее
все функции, которые есть у средних и топовых моделей Teyes. А это значит, что
вы обязательно почувствуете разницу в комфорте за рулем и
сделает приятным времяпрепровождение в автомобиле всей семьей.
Teyes CC3 - флагманское устройство от компании Teyes. В нем реализованы все самые передовые и современные функции, которые серьезно повысят уровень комфорта в дороге, сделают приятным времяпрепровождение в автомобиле и станет вашим голосовым помощником при взаимодействии с автомобилем.
Сегодня выбор материалов для шумовиброизоляции автомобиля (далее ШВИ) настолько велик, что автолюбитель "не в теме" с легкостью может запутаться в производителях, наименованиях и характеристиках предлагаемых материалов.
Давайте внесем некоторую ясность в систему их (ШВИ) классификации...
Компания "Центр Автобезопасность" (Новосибирск)
предлагает Вашему вниманию адаптер
для подключения техники Apple к штатным автомагнитолам Toyota \ Lexus \
Honda \ Nissan \ Infinity \ Mazda в качестве аудиоплейера - модель Yatour YT-M07
Данная статья представляет собой небольшое эссе на тему того, как же добиться в автомобиле высокой верности звучания, на что стоит обращать внимание при подборе компонентов высокого уровня и, наконец, есть ли предел всему этому ¦безобразию¦.
У многих любителей car audio часто возникает вопрос – что же такое эти параметры Тилля - Смолла, в чем их физический смысл? Очень многие просто не понимают саму теорию до конца. Почему?
Во-первых, многим лень вдаваться в теорию, поскольку доступно очень большое количество прикладных программ, позволяющих прикинуть требуемое акустическое оформление для конкретного динамика, не особо утруждая себя. А во-вторых, популярного объяснения, доступного для большинства неискушенных в теории любителей, до сих пор просто не было. Попробуем восполнить этот досадный пробел.
Сегодня мы займемся «препарированием» некоторых довольно популярных автомобильных CD-ресиверов, подробнее познакомимся с их электронной начинкой и выведем на чистую воду некоторых нечестных маркетологов.
Итак, сегодня, как и было обещано, я постараюсь в доступной форме описать принцип работы более сложного, чем ЗЯ акустического оформления, именуемого «фазоинвертор» а также его ближайшего родственника – акустического оформления «пассивный излучатель». Как и в первой части, я постараюсь быть в своем изложении предельно понятным для всех и постараюсь совсем обойтись без математики (если, конечно, получится).
В прошлой части мы поговорили о проблеме подбора достойного автомобильного источника звука для построения аудиофильской системы. Сегодня же попробуем разобраться с усилительным хозяйством, достойным выбранной нами ¦головы¦.
Ни один истинный любитель car audio не удовлетворяется достигнутым
результатом надолго. Поиск новых решений не прекращается, в ход идут все средства
— в том числе и доработка электронных компонентов системы — твикинг. В данной
статье рассматривается доработка аппарата высокого класса, но опыт стоит распространить
и на бюджетную технику — результат превзойдет ожидания.
Статья
Фазоинвертор "Для Чайников"
ФАЗОИНВЕРТОР ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» или
ВСЕ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ О ПРАМЕТРАХ ТИЛЛЯ-СМОЛЛА,
НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ Часть II
Итак, сегодня, как и было обещано, я постараюсь в доступной форме описать принцип работы более сложного, чем ЗЯ акустического оформления, именуемого «фазоинвертор» а также его ближайшего родственника – акустического оформления «пассивный излучатель». Как и в первой части, я постараюсь быть в своем изложении предельно понятным для всех и постараюсь совсем обойтись без математики (если, конечно, получится).
Напомню, что в предыдущей статье мы с Вами досконально изучили поведение динамической головки в оформлении ЗЯ и составили для себя предельно ясное представление об основных электродинамических параметрах (параметрах Тиля-Смолла) динамика.
Итак, восстановим в памяти, что основными параметрами головки являются ее полная собственная добротность Qts и резонансная частота в свободном поле Fs. Помимо этих двух параметров, для прикидок фазоинверторного оформления нам потребуется еще один параметр, так называемый «эквивалентный объем» Vas. Этот третий параметр характеризует жесткость подвеса выбранного нами динамика и равен он объему закрытого ящика, упругость воздуха в котором равна упругости подвижной системы имеющегося динамика.
Погоня за глубоким басом разбивается о всевозможные физические препоны и, как нами было показано в предыдущей статье, отдача динамика ниже резонансной частоты в ЗЯ стремительно падает вниз со скоростью 12 дБ/октаву. Что же делать меломану-любителю, возжелавшему без потерь воспроизвести весь частотный диапазон вниз, вплоть до сакраментальных 20Гц? Вариант лежащий на поверхности – берем еще одну головку с необходимыми нам параметрами, рассчитываем и изготавливаем еще один ящик. Дорого? Хлопотно? То-то и оно! Вот как бы так придумать, чтобы динамик воспроизводил бас глубже в ящике примерно того же объема, и при этом без значительных дополнительных капиталовложений? Такое решение было придумано и нашло себе очень широкое применение в виде акустического оформления фазоинвертор (ФИ) или его ближайшего родственника – пассивного излучателя (ПИ). С последнего и начнем.
Что представляет собой пассивный излучатель? Это полный аналог динамической головки, но без катушки и магнитной системы. В отличие от обычного динамика такая система значительно дешевле – мы экономим и на магнитах и на катушке, подвижную систему не надо центрировать, весит готовый ПИ гораздо меньше, в его качестве можно использовать просто бракованные или сгоревшие динамики, наконец. Как и в случае с обычным динамиком, мы имеем колебательную систему грузик (масса подвижной системы ПИ) – пружина (упругость подвеса мембраны). Как было показано в предыдущей статье, такая система имеет пик отдачи на частоте резонанса. Добротность этого пика (соответствующая механической добротности динамика Qmp) однозначно задана конструктивом ПИ, то есть соотношением жесткости подвеса и механических потерь в системе. Электрического «тормоза» Qes , как в обычной головке, в ПИ нет. Механические параметры, полностью характеризующие ПИ – это резонансная частота в свободном поле Fp, механическая добротность Qmp и его эквивалентный объем Vap, исчисляемый аналогично Vas. Кроме того, для оценки количественного вклада ПИ в суммарное звуковое давление нужно знать площадь мембраны ПИ Sdp и ее максимальный ход Xpmax.
К слову сказать, в широко известной программе JBL Speaker Shop используется упрощенная модель ПИ – считается, что Xpmax, Sdp равны соответствующим параметрам исходного динамика, не учитывается также и механическая добротность ПИ, то есть, Qmp считается равной некоторой константе.
Как же работает акустическое оформление ПИ? Мы берем наш злополучный закрытый ящик, вырезаем в нем еще одно отверстие и по возможности герметично закрепляем в нем имеющийся в распоряжении ПИ. В результате мы получаем систему из двух скрепленных между собой объемом ящика двух систем грузик-пружина. Часть энергии, излучаемая нашим динамиком внутрь ящика и ранее просто превращавшаяся в тепло, теперь, благодаря упругости воздуха в ЗЯ, передается ПИ, так сказать, во благо.
ПИ имеющий «резонансную природу», подобно церковному колоколу, может эффективно излучать только в области своего резонанса - сверху его колебания затухают из-за инертности мембраны ПИ, снизу - из-за ограничения на максимальное смещение мембраны. Отметим здесь, пожалуй, главное достоинство (помимо расширения воспроизводимой полосы вниз) акустического оформления ПИ и ФИ: на частоте резонанса мембраны практически вся часть звукового давления создается именно ей, она движется синфазно с диффузором динамика и практически полностью тормозит его колебания, снижая нелинейные искажения на частоте своей настройки на порядки!
Данная система гораздо сложнее, чем ЗЯ и возможностей допустить ошибку при проектировании здесь гораздо больше. Судите сами – если в случае с ЗЯ мы могли только «играться» с объемом ящика и, таким образом, влиять на поведение динамика на резонансе, в данном случае, изменяя объем акустического оформления, мы одновременно влияем как на резонанс динамика, так и, аналогичным образом, на резонанс ПИ!
Как было показано в случае с ЗЯ, с уменьшением объема, частоты резонанса и динамика (Fc) и ПИ (Fcp) будут синхронно сдвигаться вверх (жесткости наших пружин будут повышаться), а механические (Qmc, Qmpc) добротности на резонансах будут расти. Кроме того, выбирая ПИ с необходимой нам частотой резонанса (или просто утяжеляя мембрану ПИ), мы можем сдвигать резонансную частоту ПИ относительно резонансной частоты нашего динамика вниз, добиваясь максимальной гладкости и протяженности вниз суммарной АЧХ системы.
Вроде бы все складывается прекрасно, однако, если поискать в промышленных линейках акустических систем модели с акустическим оформлением ПИ их наберется весьма немного. Причина в том, что для решения задачи протяжения АЧХ акустической системы вниз было найдено еще одно, гораздо более элегантное и самое главное - недорогое решение : акустическое оформление получившее название фазоинвертор (далее просто ФИ).
Акустики взяли на вооружение устройство, пришедшее к нам из раздела физики, связанного с изучением проистекания газов и жидкостей. Так называемый Резонатор Гельмцгольца представляет собой жесткую трубу круглого или прямоугольного сечения, характеризуемую площадью внутреннего сечения и длиной. При определенных условиях данное устройство можно считать системой с сосредоточенными параметрами: объем воздуха в трубе имеет определенную массу и жесткость, то есть, по сути, представляет собой ту же колебательную систему из грузика и пружины, что мы имели в случае с динамической головкой и ПИ.
Эти параметры, как и в рассматриваемом выше случае с ПИ, однозначно определяют резонансное поведение рассматриваемой нами трубы – фазоинвертора. А какая экономия для производителя! Вместо изготовления дополнительного динамика или пассивного излучателя мы можем использовать для тех же целей и с таким же успехом просто кусок пластмассовой трубы! Помимо дешевизны такое решение имеет еще несколько неоспоримых преимуществ перед ПИ – тут и отсутствие механического ограничения на смещение мембраны и практически полное отсутствие нелинейностей в подвесе ПИ и улучшенная отдача на частоте настройки из-за хорошего согласования с окружающей воздушной средой. Единственный недостаток ФИ в сравнении с пассивным излучателем – слышимые струйные шумы, всегда возникающие при работе порта фазоинвертора. Однако с этим злом многие производители АС весьма продуктивно научились бороться.
Акустическое оформление ФИ представляет собой герметичный ящик в котором установлена динамическая головка и резонатор – труба (часто именуемая портом фазоинвертора). Как и в случае с ПИ мы имеем систему из двух связанных колебательных систем – собственно динамика и фазоинвертора. Данная система еще более критична к ошибкам в расчете и изготовлении чем ПИ: поскольку жесткость воздуха значительно ниже чем жесткость подвеса мембраны ПИ, на резонансную частоту настройки ФИ (Fb) влияет не только упругость воздуха непосредственно в трубе-резонаторе но и упругость воздуха заключенного в объеме внутри ящика. Малейшие ошибки при изготовлении ящика ФИ – небольшие отклонения от расчетных объемов ящика или трубы, наличие утечек из-за щелей в корпусе или избыточное шумопоглощение внутри ящика – радикально повлияют на частоту настройки резонанса порта и сильно ухудшат теоретически предсказанную расчетную суммарную АЧХ.
Оставив за рамками различные SPL-приложения, интуитивно понятно, что для получения максимально качественного баса нам необходимо, чтобы результирующая суммарная АЧХ системы динамик + фазоинвертор не имела выбросов в рабочем диапазоне, то есть была максимально гладкой. Как и в случае с ПИ для настройки системы мы можем регулировать следующие параметры – резонансную частоту и добротность резонанса динамика (изменением объема ящика), резонансную частоту фазоинвертора (изменением объема ящика, изменением геометрических размеров трубы – порта) и эффективность работы порта (изменением площади сечения ФИ, введением шумопоглощающего материала внутрь ящика). Очевидно, что для конкретного динамика мы можем получить бесконечное множество в той или иной степени гладких кривых суммарной АЧХ полученных для разных соотношений объемов ящика и частот настойки порта. Однако, минимальные граничные рабочие частоты АС (F3 - нижняя граничная частота на которой наблюдается спад -3дБ от номинального) и их фазовый характер для всех случаев будет различен.
Если считать, что динамик представляет собой минимально-фазовую цепь (а по большому счету это, конечно, не так) его АЧХ и ФЧХ однозначно связаны друг с другом. Причем, чем выше крутизна спада наблюдаемая на нижнем краю звукового диапазона, тем хуже поведение ФЧХ акустики. Как вы помните из предыдущей статьи, система закрытый ящик имеет спад на НЧ крутизной 12 дБ/октаву. Система ФИ всегда имеет более резкий спад на НЧ, крутизна которого может варьироваться от 18 до 24 дБ/октаву в зависимости от параметров настройки системы. Поэтому ФЧХ фазоинвертора всегда выглядит хуже соответствующей у ЗЯ и часто говорят о фазовой «неправильности» баса у ФИ.
Теоретиками Тилем и Смоллом было рассчитано три частных случая настройки системы ФИ соответствующих получению максимально гладких суммарных АЧХ и оптимальных ФЧХ. Рассмотрим эти случаи чуть поподробнее.
Первый вариант настройки ФИ носит название квазибатервортовской настройки третьего порядка (или в английской версии – QB3). Как уже понятно из названия крутизна спада АЧХ такого ФИ равна 18 дБ/октаву и, соответственно, ФЧХ системы наиболее благоприятна. Теоретически было показано, что такую настройку можно получить только для динамиков с исходной полной добротностью Qts<0.563. Отличительной особенностью такой настройки является то, что резонансную частоту настройки порта ФИ Fb всегда нужно выбирать выше Fs исходного динамика. Варьируя объемом ящика Vb и частотой настройки порта Fb, мы можем получить целое семейство характеристик QB3, выбирая из них самую практически целесообразную. Правда, за все надо платить – в данной системе ФЧХ очень хороша, однако получаемая граничная рабочая частота F3 лежит выше собственной резонансной частоты динамика в свободном поле Fs, и выигрыша в воспроизведении более низких частот практически нет, соответственно и на практике такие настройки практически не применяются.
Второй вариант называется настройкой батерворта 4 порядка (B4) или «настройкой с максимально гладкой АЧХ». Такой вариант встречается в природе исключительно редко, поскольку его выполнение возможно только для динамических головок с изначальной полной добротностью Qts=0.383. Если вы имеете на руках такой динамик, то оптимальное оформление B4 для него находится элементарно просто: ящик ФИ должен быть в 1.44 раза больше Vas исходного динамика а частота настройки ФИ должна быть равна резонансной частоте динамика в свободном поле. Или на языке математики: Vas/V=1.44, Fb=Fs=F3 Данный вариант ФИ по праву может считаться самым «аудиофильным»: здесь и максимально гладкая АЧХ, и приемлемая ФЧХ, и достаточное расширение в НЧ по сравнению с системой ЗЯ. Однако, как уже говорилось выше, на практике такой вариант встречается очень редко. Эх, нет в природе совершенства!
Наконец, третий вариант настройки носит название чебышевской настройки 4 порядка (С4). Данный тип настройки является попыткой дальнейшего расширения полосы воспроизводимых частот вниз, но, на этот раз, за счет получения неравномерности АЧХ в рабочей полосе частот. Для такой настройки приемлемы любые головки с Qts>0.383, при этом Vas/V<1.44 (то есть оформление получается более компактным), а частота настройки ФИ выбирается ниже Fs исходного динамика. Как и в случае с QB3 можно получить огромное количество вариантов чебышевских характеристик, выбирая наиболее практически целесообразное для конкретного случая и стараясь по возможности минимизировать неравномерность АЧХ в рабочей полосе частот. Именно такие кривые встречаются в большинстве производимых и продаваемых АС.
Напоследок хотелось бы остановится еще на парочке «подводных камней» на которые зачастую не обращают внимания даже маститые «сабо строители».
Во-первых необходимо упомянуть о таком параметре, как эффективность работы порта фазоинвертора. Очевидно, что чем больше диаметр отверстия ФИ, тем больше объемное смещение «продуваемого» им воздуха, и тем выше его отдача на частоте настройки. Из общих соображений диаметр отверстия ФИ следует выбирать таким, чтобы его площадь была примерно равна эффективной излучающей поверхности диффузора динамика Sd (именно так, например, устроено известное в аудиофильских кругах акустическое оформление ONKEN, прославившееся своим аккуратным и мощным басом). Однако, чем больше диаметр отверстия, тем меньше упругость воздуха в резонаторе и для сохранения неизменности частоты настройки нам требуется увеличивать длину порта. В некоторых случаях мы просто физически не сможем разместить трубу ФИ внутри предполагающегося ящика, а при очень большой длине порта нарушается и вся теория работы резонатора (труба просто перестает вести себя как система с сосредоточенными параметрами). Поскольку эффективность передачи звукового излучения воздушной среде у трубы выше, чем у динамика, в общем случае оптимальной можно считать площадь сечения ФИ равной примерно 1/2 - 2/3 от Sd. Зачастую при проектировании ФИ сечение трубы выбирается примерно равным или чуть больше так называемого «минимального» сечения, при котором скорость протекания воздуха через трубу ниже 5% от скорости звука (данное значение считается порогом заметности струйных шумов порта), что не совсем корректно. В такой ситуации ФИ вроде и не шумит, но работает не на максимум своих возможностей.
Второе «зло» часто стоящее на пути строителя оптимального ФИ – это избыточное шумопоглощение вводимое в объем ящика. С одной стороны, вносимый в ящик шумопоглотитель изменяет параметры упругости среды внутри ящика и позволяет уменьшить потребный литраж для оптимальной работы ФИ. Также шумопоглощение может оказаться весьма полезным в СЧ/ВЧ диапазонах:с его помощью можно добиться устранения стоячих волн внутри ящика, уменьшить влияние отраженного от внутренних стенок излучения на работу диффузора и т.п. С другой же стороны во всем нужно знать меру: при избыточном шумопоглощении, большая часть энергии излучения тыловой части диффузора просто рассеивается в тепло и не участвует в «раскачке» резонатора – ФИ или ПИ. Эффективность работы резонатора падает практически до нуля и мы имеем акустическое оформление практически эквивалентное по НЧ отдаче простому закрытому ящику того же объема, но худшее с точки зрения качества ФЧХ. В общем, не понятно за что боролись: хотели как лучше, а получили хуже не куда! Этому вопросу при практическом сабо строительстве также следует уделить пристальное внимание, и помнить: в этом месте больше - не значит лучше!
На этом хочу попрощаться и надеюсь, что с моей помощью, теория работы акустических оформлений «пассивный излучатель» и «фазоинвертор» теперь стала Вам абсолютно понятна. Успехов Вам и всяческих удач на «сабо строительном» фронте!
Oбращаем вaше внимaние нa то, что пpиведеные цeны и хaрактеристики товaров нoсят исключитeльно ознакомительный харaктер и не являютcя публичнoй офeртой, опрeделенной пунктoм 2 стaтьи 437 Граждaнского кoдекса Российской Федерации.
Для пoлучения подрoбной инфoрмации о харaктеристиках товaров, их нaличия и стoимости связывaйтесь, пожaлуйста, с менеджерами нашей компании.