Виброизоляция - это листы, различной толщины на основе бутил-каучука (или битума), нанесенные на алюминиевую фольгу.
Качество итоговой виброизоляции зависит от обоих составляющих: и бутилкаучука, и фольги. При плохом качестве бутил-каучука, при укатке он будет выдавливаться и плохо липнуть, а при сильном нагреве поверхности может отклеиваться.
CC2L Plus
- бюджетная модель головного устройства от компании Teyes.
Но даже при невысокой стоимости производитель заложил в нее
все функции, которые есть у средних и топовых моделей Teyes. А это значит, что
вы обязательно почувствуете разницу в комфорте за рулем и
сделает приятным времяпрепровождение в автомобиле всей семьей.
Teyes CC3 - флагманское устройство от компании Teyes. В нем реализованы все самые передовые и современные функции, которые серьезно повысят уровень комфорта в дороге, сделают приятным времяпрепровождение в автомобиле и станет вашим голосовым помощником при взаимодействии с автомобилем.
Сегодня выбор материалов для шумовиброизоляции автомобиля (далее ШВИ) настолько велик, что автолюбитель "не в теме" с легкостью может запутаться в производителях, наименованиях и характеристиках предлагаемых материалов.
Давайте внесем некоторую ясность в систему их (ШВИ) классификации...
Компания "Центр Автобезопасность" (Новосибирск)
предлагает Вашему вниманию адаптер
для подключения техники Apple к штатным автомагнитолам Toyota \ Lexus \
Honda \ Nissan \ Infinity \ Mazda в качестве аудиоплейера - модель Yatour YT-M07
Данная статья представляет собой небольшое эссе на тему того, как же добиться в автомобиле высокой верности звучания, на что стоит обращать внимание при подборе компонентов высокого уровня и, наконец, есть ли предел всему этому ¦безобразию¦.
У многих любителей car audio часто возникает вопрос – что же такое эти параметры Тилля - Смолла, в чем их физический смысл? Очень многие просто не понимают саму теорию до конца. Почему?
Во-первых, многим лень вдаваться в теорию, поскольку доступно очень большое количество прикладных программ, позволяющих прикинуть требуемое акустическое оформление для конкретного динамика, не особо утруждая себя. А во-вторых, популярного объяснения, доступного для большинства неискушенных в теории любителей, до сих пор просто не было. Попробуем восполнить этот досадный пробел.
Сегодня мы займемся «препарированием» некоторых довольно популярных автомобильных CD-ресиверов, подробнее познакомимся с их электронной начинкой и выведем на чистую воду некоторых нечестных маркетологов.
Итак, сегодня, как и было обещано, я постараюсь в доступной форме описать принцип работы более сложного, чем ЗЯ акустического оформления, именуемого «фазоинвертор» а также его ближайшего родственника – акустического оформления «пассивный излучатель». Как и в первой части, я постараюсь быть в своем изложении предельно понятным для всех и постараюсь совсем обойтись без математики (если, конечно, получится).
В прошлой части мы поговорили о проблеме подбора достойного автомобильного источника звука для построения аудиофильской системы. Сегодня же попробуем разобраться с усилительным хозяйством, достойным выбранной нами ¦головы¦.
Ни один истинный любитель car audio не удовлетворяется достигнутым
результатом надолго. Поиск новых решений не прекращается, в ход идут все средства
— в том числе и доработка электронных компонентов системы — твикинг. В данной
статье рассматривается доработка аппарата высокого класса, но опыт стоит распространить
и на бюджетную технику — результат превзойдет ожидания.
Статья
Все что вы хотели узнать о параметрах Тиля-Смолла, но боялись спросить..
ВСЕ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ О ПРАМЕТРАХ ТИЛЛЯ-СМОЛЛА,
НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ
Часть I
У многих любителей car audio часто возникает вопрос – что же такое эти параметры Тилля - Смолла, в чем их физический смысл? Очень многие просто не понимают саму теорию до конца. Почему?
Во-первых, многим лень вдаваться в теорию, поскольку доступно очень большое количество прикладных программ, позволяющих прикинуть требуемое акустическое оформление для конкретного динамика, не особо утруждая себя. А во-вторых, популярного объяснения, доступного для большинства неискушенных в теории любителей, до сих пор просто не было. Попробуем восполнить этот досадный пробел.
Большинству любителей car-audio, постоянно сталкивающихся с созданием акустического оформления динамиков известны различные эмпирические соотношения электромеханических параметров (далее для сокращения – T/S параметров) конкретного драйвера и типа необходимого для его работы акустического оформления, которые они исправно применяют на практике. Однако для практического применения все эти правила просто бесполезны, поскольку они крайне упрощают теорию Тилля-Смолла и без того полную всяческих упрощений реальной физической картины.
Излагаемые далее основы вполне доступны для понимания всем, прошедшим без троек курс физики средней школы.
Итак, поехали.
Посмотрим на динамик, установленный в оформление типа «закрытый ящик» (ЗЯ). Данный вид акустического оформления является наиболее простым, и, соответственно, наиболее часто употребимым на практике. Наиболее просто с физической точки зрения такую конструкцию можно представить как систему состоящую из пружины и груза соединенных вместе. Пружина олицетворяет собой жесткость подвеса и центрирующей шайбы динамика (параметр Cms в теории T/S), а также упругость объема воздуха, находящегося внутри нашего закрытого ящика. Груз – это масса диффузора и подвижной системы динамика (параметр Mms). В соответствии с законом Гука (см. учебник по физике за 6 класс), сила воздействия пружины прямо пропорциональна ее жесткости и смещению относительно положения равновесия. Закрытый ящик является фильтром низких частот второго порядка, это означает, что ниже некоторой частоты спад отдачи динамика в ЗЯ идет с крутизной 12 дБ/октаву.
Таким образом, общая АЧХ динамика в оформлении ЗЯ состоит из трех частей: горизонтального участка выше некоторой частоты, участка линейного спада с крутизной 12дБ/октаву и маленькой области, объединяющей два вышеперечисленных участка (она может быть как плавной, так и иметь некоторые «выбросы»). Рассмотрим эти участки АЧХ подробнее.
На высоких частотах (в полосе пропускания фильтра, образованного системой динамик/ЗЯ) объем ящика, жесткость подвеса и демпфирование не оказывают практически никакого влияния на ход АЧХ. Это обусловлено тем, что на этих частотах смещение диффузора крайне мало и, соответственно, согласно закону Гука сила, прилагаемая нашей «пружиной» к «грузу» (диффузору) пренебрежимо мала. На этом участке АЧХ мы имеем прямую линию, высота которой по оси ординат определяется чувствительностью (громкостью) динамика. Чувствительность, в основном, зависит от трех конкретных факторов: площади диффузора (Sd), массы подвижной системы (Mms) и «силы» магнитной системы (BL). Чем выше площадь диффузора и «сила» магнитной системы BL – тем выше чувствительность, чем выше масса диффузора и подвижной системы – тем чувствительность ниже.
Почему АЧХ в этой области горизонтальна? Да потому, что механическая энергия от движения звуковой катушки передаваемая диффузором окружающей среде просто пропорциональна отношению массы диффузора и массы перемещаемого воздуха, которая не имеет частотной зависимости.
Всем известно, что электроакустическое преобразование имеет крайне низкий КПД. Теоретически, 100 % КПД достижимо в двух (прямо скажем, нереальных) случаях:
1. Сопротивление звуковой катушки (Re) и масса подвижной системы (Mms) равны нулю.
2. Re равно нулю, площадь диффузора бесконечна.
Поскольку масса диффузора ЗНАЧИТЕЛЬНО больше массы перемещаемого диффузором воздуха (исключение составляют плазменные излучатели) огромная часть механической энергии теряется именно в этом месте электроакустического преобразования (и именно здесь находят свое применения различные рупорные конструкции).
Реально же на практике ЛЮБОЙ динамик имеет КПД хуже, чем у паровоза - менее 1%!
На этом участке АЧХ при снижении частоты на 1 октаву (в два раза) для сохранения горизонтальности АЧХ смещение диффузора должно вырасти в четыре раза. (Это обусловлено физикой процесса – акустическая отдача динамика пропорциональна смещению диффузора в четвертой степени)
Теперь обратите внимание на область затухания (область спада 12 дБ/октаву). На этом участке частота низкая, смещение большое и сила нашей пружины весьма велика (настолько велика, что можно пренебречь массой подвижной системы). Поскольку сила пружины зависит только от смещения, это означает, что величина смещения остается величиной постоянной при снижении частоты. Для достижения же плоской АЧХ нам необходимо, чтобы смещение возрастало в 4 раза при снижении на 1 октаву. Поскольку же смещение постоянно, получаем прогнозируемый спад 12 дБ/октаву.
Вроде все понятно, но нельзя ли «ближе к телу», т. е. к нашим злополучным T/S параметрам?
Минуточку терпения.
Теперь внимательно рассмотрим переходную область АЧХ. Почему вообще эта область существует? – спросите Вы. Почему область пропускания и область спада просто не стыкуются вместе в одной точке? Да потому, что в этой переходной области мы имеем явление, именуемое РЕЗОНАНСОМ. На высоких частотах все обусловлено массой диффузора, на низких – жесткостью подвеса, а в области резонанса наши «груз» и «пружина» действуют совместно, что бы мы ни делали. При резонансе, кинетическая энергия движения диффузора переходит в потенциальную энергию сжатия или растяжения подвеса туда и обратно, а диффузор совершает колебательные движения на частоте, называемой частотой резонанса (Fb). В полезном музыкальном сигнале, который мы подаем на динамическую головку, может присутствовать и частота равная частоте резонанса. Что мы имеем в этом случае? А имеем мы значительно повышенную эффективность отдачи системы динамик - ЗЯ на одной (резонансной) частоте, что не может нас радовать.
Пик интенсивности должен, по идее, привести к пику на АЧХ, не так ли? И да, и нет. Если усилитель позволит нам обеспечить одинаковый ток на всех частотах, мы действительно получим ужасный пик на АЧХ (децибел 20 или около того) на частоте резонанса, что приведет к ужасному «бубнящему» звуку. Однако, в реальной жизни это не так. Поскольку усилители являются источниками напряжения, а не тока, их отдача на частоте резонанса снижается из-за наличия пика импеданса динамика на этой частоте.
Чем обусловлен пик импеданса на резонансной частоте динамика? Вернемся к школьному курсу физики. Напомню, что при протекании тока по проводнику в магнитном поле на него (проводник) действует сила, именуемая силой Лоренца (благодаря этому эффекту работают все электромоторы, не только динамики). Напомню, что есть и обратный эффект – эффект наведения ЭДС (т. н. Электро-Движущей Силы) при перемещении проводника в магнитном поле (на этом эффекте работают все электрические генераторы) И электродвигатели и генераторы взаимозаменяемы их можно использовать и так и эдак, преобразовывая электрическую энергию в энергию механическую и наоборот.
При работе динамика на обмотках его катушки при движении в зазоре магнитной системы также наводится паразитная противо-ЭДС, препятствующая перемещению диффузора под действием полезного внешнего сигнала. Именно на частоте резонанса эта «мешающая» ЭДС максимальна и практически сопоставима с «полезной» ЭДС подаваемой на динамик усилителем. Из-за этого эффекта ток, потребляемый динамиком на резонансной частоте минимален, а на импедансной кривой мы наблюдаем значительный резонансный пик, который и «видит» усилитель. В тщательно спроектированной системе этот импедансный пик полностью гасит пик отдачи интенсивности динамика, обусловленный резонансом.
Я думаю, теперь всем понятно, почему на импедансной кривой имеется пик на частоте резонанса. Это обусловлено тем, что скорость движения диффузора на резонансной частоте максимальна, максимальна и паразитная противо – ЭДС, наводимая в звуковой катушке динамика. Если бы в системе усилитель-динамик вообще не было бы потерь (сопротивления звуковой катушки, проводов, внутреннего сопротивления усилителя) импеданс на резонансной частоте вообще возрастал бы до бесконечности.
Резонный вопрос: а почему скорость движения диффузора на частоте резонанса максимальна? Объясняю: ниже частоты резонанса у нас смещение диффузора постоянно (помните спад 12 дБ/октаву?), а период колебаний (время, за которое диффузор осуществляет одно колебание, Т=1/f) с понижением частоты растет. Таким образом, скорость диффузора равная расстоянию, деленному на время или, другими словами, смещению диффузора деленному на период, с понижением частоты падает. Выше резонанса у нас постоянно ускорение, а период колебаний с ростом частоты уменьшается. Соответственно, скорость смещения диффузора, равная ускорению, помноженному на время, с ростом частоты опять падает. Вот и наблюдаем максимум скорости на частоте резонанса.
Теперь легко показать, что же означают наши «злополучные» параметры Тилля-Смолла.
Полная добротность (Qts или Qtc) определяется как отношение отдачи на резонансе к отдаче в полосе пропускания (там, где АЧХ плоская). Qts измеряется у динамика в оформлении «бесконечный экран» или в свободном поле, а Qtc – в реально имеющемся закрытом ящике.
Параметр BL – это силовой фактор магнитной системы. Это показатель «силы» магнитной системы динамика и, соответственно, силы возникающей на резонансе противо-ЭДС. Более высокий показатель BL означает более высокий пик импеданса на резонансе и большую чувствительность динамика в полосе пропускания. Оба этих фактора обеспечивают более низкий показатель Qts или Qtc динамической системы с более высоким BL.
Что же можно сказать по поводу выбора необходимого нам объема закрытого ящика для нашего драйвера? Для конкретного динамика, все, что Вам нужно, это знать частоту наступления резонанса без учета влияния ящика (Fs). Физика говорит нам, что резонансная частота пропорциональна квадратному корню из массы подвижной системы, деленной на совместную жесткость подвеса и воздуха в ЗЯ. Поскольку, для конкретного динамика масса подвижной системы однозначно определена и неизменна, то мы имеем зависимость только от жесткости. Таким образом, при увеличении суммарной жесткости подвес/воздух в ящике (например, снижении его объема) в четыре раза, резонансная частота системы ящик-ЗЯ (Fb) удваивается.
При росте резонансной частоты, пропорционально Fb увеличивается и Qtc, и вот почему:
Конкретный драйвер достигает на резонансе равновесного состояния. Это обусловлено тем, что возникающая на резонансе противо-ЭДС, практически гасит полезный сигнал, поступающий на головку. Это означает, что для любой резонансной частоты, колебательная скорость движения диффузора данного конкретного динамика должна оставаться неизменной для достижения резонансного «равновесия». Однако, при повышении частоты резонанса, скажем, вдвое, если скорость остается той же самой, то вдвое возрастет и ускорение диффузора. А поскольку ускорение пропорционально акустическому давлению, мы получаем, что и полная добротность Qtc растет вдвое.
Итак, резюмируем:
1. При достижении оптимального демпфирования динамика (Qtc=0.707) мы получаем максимально гладкую АЧХ со спадом 12дБ/октаву ниже частоты резонанса Fb.
2. При уменьшении объема ЗЯ мы поднимаем частоту Fb, с которой начинается спад, и создаем пик АЧХ в области резонанса. Cистема получается «высокодобротной», или «незадемпфированной» (Qtc=1 и более).
3. С другой стороны, если мы увеличиваем объем ящика, мы понижаем частоту начала спада и, одновременно, снижаем отдачу динамика в области резонанса. Например, если сделать ЗЯ очень большим, на АЧХ можно увидеть что крутизна спада ФНЧ образованного системой динамик/ЗЯ достигнет 6 дБ/октаву. Такой спад соответствует сохранению постоянной колебательной скорости с понижением частоты (а не постоянного смещения, как в оптимальном случае). Такая система называется «низкодобротной» или «передемпфированной». Многими аудиофилами именно такая ситуация считается оптимальной, поскольку, во-первых, обеспечивает наилучшую импульсную характеристику, а во-вторых более плавный спад на резонансе согласуясь с подъемом АЧХ обеспечиваемым акустикой помещения прослушивания.
Минусами такого оформления будет снижение чувствительности на НЧ и риск перегрузки динамика, обусловленный превышением максимально допустимого смещения диффузора.
Теперь, досконально изучив всю физику процессов в закрытом ящике, Вы легко подберете для своего динамика акустическое оформление по вкусу. Любителям агрессивной и танцевальной музыки будет совсем не лишним дополнительное увеличение отдачи на частоте резонанса (Qtc>1), тогда как «пуристам» однозначно следует отдать предпочтение оптимальному демпфированию (Qtc=0.707), или улучшить импульсные характеристики, пожертвовав отдачей на НЧ (Qtc <0.7)
Засим заканчиваю с нашим ЗЯ, и если на то будет добро редактора и Ваш интерес, встретимся снова за обсуждением оформления «фазоинвертор»
Oбращаем вaше внимaние нa то, что пpиведеные цeны и хaрактеристики товaров нoсят исключитeльно ознакомительный харaктер и не являютcя публичнoй офeртой, опрeделенной пунктoм 2 стaтьи 437 Граждaнского кoдекса Российской Федерации.
Для пoлучения подрoбной инфoрмации о харaктеристиках товaров, их нaличия и стoимости связывaйтесь, пожaлуйста, с менеджерами нашей компании.