Часть 1. Головное устройство
или "Меняю проигрыватель на "выигрыватель"
Итак, начнем по порядку, как водится с автомобильного источника звука.
Любому фанату автозвука, пожелавшему создать в своей машине систему с настоящим
¦вкусным¦ звуком, придется столкнуться с проблемой отсутствия достойных кандидатов на
должность Источника звука с большой буквы. Очевидно, что в этом качестве на сегодняшний
день должен выступать хороший проигрыватель компакт-дисков, хотя бы потому, что
достойных по звуку кассетных аппаратов уже вообще не выпускается! Несмотря на большее
количество различных брендов и огромный ассортимент доступных моделей автомобильных
CD-проигрывателей, выбор достойного может затянуться надолго или вообще зайти в тупик. В
чем же дело?
А все дело в том, что появление в последнее время различных форматов компрессии
аудиоконтента привело к катастрофическому засилью на рынке аудио (и автомобильном в
первую очередь) низкосортных с точки зрения качества звучания автомобильных источников.
Действительно, зачем стремиться к какой-то эфемерной верности звучания, когда
проигрыватель изначально планируется использовать для прослушивания лишь ¦удушенной¦
жестокой компрессией МРЗ или WMA фонограммы? С точки зрения производителя здесь все
логично. На аудиотракте таким образом можно смело сэкономить, а покупателя привлечь
яркой оберткой в виде многоцветных дисплеев, моторизованных передних панелей и прочих
маркетинговых ¦пирожков¦.
Что же делать фанату автомобильного звука, стремящемуся, во что бы то ни стало
получить максимум возможного? Путей для движения здесь два.
Первый путь = поднакопить деньжат и купить продукцию так называемых ¦пафосных¦
производителей, не желающих идти на поводу у конъюнктуры и продолжающих мелкосерийно
выпускать технику для меломанов. Таких аппаратов крайне мало, и стоят они весьма прилично.
Однако пусть вас не смущает высокая запрашиваемая цена, если вы по-настоящему увлечены
хорошим автомобильным звуком, то все равно придете именно к данному списку, правда,
вполне возможно, ценой довольно значительных финансовых потерь:
Итак, вот она = большая шестерка:
Mclntosh MX406 ($1500)
DENON DCT-Z1
($2450)
Nakamichi CD700mkII ($1250)
PIONEER DEX-P9 ($1050)
Nakamichi MB
100 ($600)
DENON DCT-R1 ($950).
Насколько оправдана цена конкретного аппарата в том или ином случае, спорить сложно,
но то, что эти аппараты способны воспроизводить Музыку, а не набор синтетических звуков,
не подлежит сомнению. Следует также помнить, что несмотря на свою высокую цену, эти
источники зачастую не чужды довольно жестких маркетинговых ограничений и имеют
потенциальные возможности повышения качества звучания (в первую очередь в плане
повышения музыкального разрешения и улучшения тональной правильности звучания) с
помощью глубокого профессионального твикинга (в качестве примера смотрите статью по
твику Clarion DRX9255 в номерах М12В за 2003 год).
Первые четыре аппарата из списка оснащены ¦мультибитными¦ микросхемами ЦАП
(цифро-аналоговыми преобразователями). Реально во всех стоят чипы Burr-Brown PCM 1702
(20 бит) или РСМ1704 (там, где заявлено 24 бита). Данные микросхемы довольно дороги,
крайне критичны к качеству питания и требуют для реализации своих потенциальных
возможностей сложных схемотехнических решений, что абсолютно четко видно по цене
оснащенных ими проигрывателей. Последние две модели из списка оснащены однобитовыми
ЦАП типа дельта-сигма.
Здесь позвольте мне сделать небольшое лирическое отступление и сказать пару слов о
различиях в звучании одно- и мультибитных ЦАП.
Исторически первыми еще на заре появления CD-DA появились именно мультибитные
ЦАП. Принцип их работы основан на коммутации высокоточных резистив-ных матриц,
формирующих выходной ток от стабилизированного источника опорного напряжения в
зависимости от цифрового значения входного слова. Однако довольно быстро им была
найдена более дешевая и экономичная альтернатива в лице однобитовых ЦАП различных
архитектур. Поскольку они используют значительно более высокие тактовые частоты, то
производят довольно много ультразвукового шума, поэтому требуют для нормальной работы
обязательного применения цифровых и аналоговых фильтров высоких порядков. Вершиной
развития мультибитного типа микросхем стали чипы РСМ58, РСМ63, РСМ1702 и РСМ1704
производства американской фирмы Burr-Brown и несколько моделей от Analog Devices. В
создании однобитных же наибольших успехов добились фирмы Crystal Semiconductors и
Philips.
Следует признать, что есть удачные по звучанию модели проигрывателей, основанные как
на одно, так и на мультибитных микросхемах ЦАП, то есть, тип ЦАПа как таковой не является
необходимым условием качества, но исторически именно аппараты на основе мультибитных
чипов принято считать наиболее музыкальными и точными. Мой опыт прослушивания
показывает, что главные положительные качества в звучании мультибитного ЦАП это не
повышенная детальность и филигранность звучания высоких частот, как принято считать, а
во-первых, очень хорошая локализация звуковых образов (четкое расположение КИЗ,
отсутствие размазанности образов, хорошо различимое эшелонирование голосов по глубине
сцены), и во-вторых, особая ¦масштабность¦ звучания, не похожая на слегка ¦зажатое¦ и ¦мелкое¦
звучание одно-битников. Если вам удастся послушать в нормальном тракте
вышеперечисленные аппараты, вы легко поймете, о чем я говорю. Опять же, стоит ли такой
прирост качества застрачиваемых на покупку мультибитного аппарата средств = решать лишь
Вам.
Альтернативный путь поиска хорошего источника = это так называемый винтаж или,
попросту, покупка добротной старой б/у техники. У этого пути есть как свои плюсы, так и
минусы. С одной стороны, можно выгодно для бюджета купить очень хороший или вообще
эксклюзивный по звучанию аппарат. С другой стороны, б/у есть б/у, и любая, даже самая
совершенная техника, имеет печальное свойство стареть. Несмотря на то, что раньше запас
прочности аппаратов был гораздо выше, чем ныне, все же есть риск нарваться на неисправный
или не совсем исправный агрегат.
На какие достойные модели из старого car audio следует обратить внимание?
Во-первых, можно купить б/у аппараты из списка приводимого выше. Далее по
приоритету, безусловно, следует легендарный CLARION DRX9255 (на японском рынке он
назывался ADDZEST DRX9255 и отличался от американского лишь сеткой работы тюнера),
затем его продвинутая (и более дорогая) модификация = двухблочный Mclntosh
MX4000/MDA4000. Интересный аппарат для аудиофилов = SONY CDX-C90, оснащенный
цифровым фильтром VC с несколькими программами работы, привлекательные DENON
DCT1000, DENON DCT950, Becker Mexico PRO, довольно музыкальными были также старые
Nakamichi CD45/350 на основе цап MASH от Technics. Очень интересны по звуку старые
чейнджеры с мультибитными цап от Analog Devices (кстати = исключительный случай!)
Nakamichi MB9, Nakamichi 1000mb, 100cdc/I, для управления которыми использовался
state-of-the-art тюнер/центр управления Nakamichi TP1200, вообще не похожий ни на что,
предназначенное для использования в автомобиле. Кроме того, славным звучанием отличались
старые аппараты Clarion верхних линеек (DRX9375, 9275, 8275) и культовый в аудиофильских
кругах ALPINE CDA7909, несмотря на используемые в них однобитные ЦАП типа
битстрим.
Если же Вы счастливый обладатель обширной фонотеки аналоговых компакт кассет с
записями высокого качества, то лучшего винтажного автомобильного кассетника чем, скажем,
Nakamichi lOOOtd или 700td с трехмоторным ЛПМ и уникальной системой автоматической
корректировки азимута магнитной головки просто не найти.
Определяясь с выбором винтажного аппарата, следует помнить, что в любом случае
главным критерием будет являться баланс соответствия его музыкальной подачи вашим
звуковым пристрастиям и разумности запрашиваемой цены.
На что стоит обратить внимание при покупке б/у аппарата в первую очередь? Ну,
во-первых, на состояние транспорта компакт-дисков. Раскрыть любой аппарат = не проблема.
Отвернуть пару винтов и вот блок транспорта перед глазами. Смотрим, насколько он
загрязнен, при необходимости проводим ТО = чистку шасси, роликов, продувку оптической
системы. Это легко осуществить в любой мастерской по ремонту в течение буквально десяти
минут. Затем устраиваем тест-драйв на качество чтения нормальных CD, царапанных CD и
болванок CD-R (следует заметить, что несмотря на то, что некоторые старые аппараты были
выпущены задолго до появления записываемых CD, читаются они ими обычно без проблем, с
CD-RW же = дудки, не выйдет). Обращаем внимание в первую очередь на качество трекинга,
отсутствие сбоев при воспроизведении последних дорожек на CD, отсутствие посторонних
шумов = треска, скрежета при переходе с трека на трек и загрузке/выгрузке диска. Обязательно
нужно осмотреть демпфирующие прокладки, на которых висит сам транспорт = нет ли
разрывов, трещин, потеков и т.п. Желательно погонять аппарат подольше, добившись
заметного нагрева шасси, чтобы выявились все возможные проблемы.
Второе, на что обязательно стоит обратить внимание и по возможности заменить, это
электролитические конденсаторы в цепях питания. Обычно это самые большие по габаритам
емкости, размещенные на основной плате аппарата вблизи разъема подключения питания. В
случае двухполярного питания их два, и если БП сделан выносным, то они размещаются
внутри него. С течением времени электролиты склонны к высыханию и ухудшению качества =
потере емкости и увеличению токов утечки. Это очень сильно ухудшает качество звучания НЧ
диапазона аппарата. В случае внешнего блока питания следует также замерить величину
(обычно это +/-15 или +/-10 Вольт) и симметричность питающих напряжений, подводимых
непосредственно к аппарату с помощью вольтметра. Если напряжения различны, то на выходе
по питанию однозначно стоят подсохшие емкости.
В следующих частях статьи я коснусь общих вопросов и критериев подбора усилительной
техники и акустических систем для создания высококлассной автоаудиосистемы при
минимуме затрат и, возможно, развеяю часть мифов, окружающих этот загадочный мир CAR
AUDIO HI-END